Interfax.com Интерфакс-Россия Финмаркет СКАН СПАРК СПАРК-Маркетинг Эфир Конференции

Дмитрий Панков: Внимательно прислушивайтесь к жалобам ребенка!

Интервью с главным внештатным специалистом Департамента здравоохранения города Москвы по гигиене детей и подростков профессором Дмитрием Панковым.

Совсем недавно прозвенел первый звонок, и образовательные учреждения открыли свои двери учащимся. Но не всегда обучение в школе дарит детям только радость общения и знания – за это время они могут приобрести и некоторые болезни. Как этого избежать и о чем должны знать родители школьников, нам рассказал главный внештатный специалист Департамента здравоохранения города Москвы по гигиене детей и подростков профессор Дмитрий Панков. 

Дмитрий Дмитриевич, расскажите, пожалуйста, что может неблагоприятно повлиять на здоровье детей во время обучения в первую очередь?

- Таких факторов немало. В медицине даже существует специальный термин – «школьные болезни». Он используется для обозначения тех заболеваний, которые связаны с пребыванием детей в школе и являются следствием эмоциональных и физических нагрузок, нарушения питания, недостаточного отдыха, сна, укороченного периода пребывания на воздухе, преобладания статических нагрузок над динамическими. Отсюда и характерные для школьников проблемы, связанные с опорно-двигательным аппаратом, ухудшением зрения, желудочно-кишечными расстройствами, ослабленной адаптацией. Заметное место занимают также неврологические заболевания, включая вегетативную дисфункцию, неврозы.

- Может быть, взрослые недостаточно обращают внимание на жалобы школьников?

- Такая проблема существует, и она гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Дело в том, что жалобы детей на самых ранних этапах формирования патологии часто носят неопределенный, сбивчивый характер. Кроме того, взрослых нередко дезориентирует то обстоятельство, что ребенку быстро становится лучше, когда он отвлекается от учебного процесса, во время отдыха. Однако подобный эффект не всегда означает, что жалобы появились случайно и проблема себя исчерпала – в них нужно разобраться: подробно расспросить ребенка о том, что конкретно его беспокоит, грамотно оценить полученную информацию, сделать практические выводы, в некоторых случаях провести несложное обследование и, конечно, дать обоснованные рекомендации. Нередко жалобы отражают также возрастные изменения в организме. Следовательно, колебания в самочувствии ребенка обязательно должны получать оценку со стороны профессионалов.

- Детям бывает сложно после летних каникул вернуться в обычный школьный режим. К чему должны быть готовы родители в связи с этим?

- Речь идет об адаптации ребенка при переходе от летнего, каникулярного образа жизни к школьным будням. Особенно тяжело приходится тем ребятишкам, у которых ослаблен саногенез – система, приспосабливающая человека к новым условиям внешней и внутренней среды. Именно такие дети, как правило, часто болеют. Признаки ослабления саногенеза – ухудшение самочувствия при перемене погоды, периодически возникающие головные боли, у девочек-подростков наличие предменструального и менструального синдрома. Детям с ослабленным саногенезом показаны закаливающие мероприятия, витаминотерапия, занятия физической культурой. Им важно также соблюдать режим сна и бодрствования.

Другой момент связан с тем, что для некоторых школа – это тяжелая эмоциональная нагрузка. В этом случае следует обращать внимание не только на заблаговременное возвращение ребенка к школьному режиму дня и увеличению интеллектуальных нагрузок, но и на психологическую подготовку к началу учебного года. В ряде случаев тактику поведения удается разработать только с участием учителей и .

- А нужно ли делать прививки в преддверии зимы?

- Будет правильно, если осенью вы сделаете прививку против гриппа, а также пневмококковой инфекции, которая не дает развиться осложнениям после ОРЗ (гнойные отиты, бронхиты, гаймориты и т.д.). Последняя прививка была включена в Национальный календарь профилактических прививок только в 2014 году. Сегодня она доступна для всех детей в поликлиниках Москвы, в том числе и для тех, которые не попадают под календарь по возрасту и которым эту прививку раньше не делали.

- За чем нужно особенно следить родителям детей, обучающихся в начальной, средней и старшей школах?

- Сложнее всего приходится, конечно, ученикам младших классов. К школе они только начинают привыкать, а потому психологически значительно труднее переживают сам факт пребывания в образовательном учреждении, чем дети в средних и старших классах. Если в детском саду отношения между детьми формируются преимущественно на игровой основе, то в школе возникает серьезная конкуренция. И излишне эмоциональное отношение к неудачам повышает риск заболеваемости. Причем девочки в младших классах сильнее переживают по поводу школьной неуспеваемости – для них это вопрос престижа. Мальчики в начальной школе стараются дружить с отличницами, сидеть с ними за одной партой. Только став постарше, девочки начинают понимать, что их «рейтинг» среди сверстников могут повысить и внешние данные. Мальчишки в этом плане быстрее становятся индифферентными к школьным отметкам.

Также для создания комфортных условий в школе учителю, на мой взгляд, необходимо переходить от директивной системы обучения, характерной для нашей системы образования, к диалоговой. Но такая система требует от педагога очень высокой эрудиции, умения быть не контролером, а модератором учебного процесса, готовым к нестандартным ситуациям. Условно говоря, в этой системе ученики опрашивают учителя, а не наоборот. Учащиеся в таких школах испытывают значительно меньший эмоциональный прессинг и учатся с большим энтузиазмом. В результате и болеют они тоже реже.

- Современные школьники много времени проводят за компьютерами. Насколько они могут быть опасны для детей в качестве средства обучения?

- Несколько лет тому назад по просьбе Департамента образования города Москвы мы провели исследование на эту тему. На базе одной из детских поликлиник был смоделирован класс, в котором дети 45 минут занимались только с использованием компьютерных средств обучения по одному из предметов. В это же время другая группа школьников училась традиционно, по бумажным носителям. После этого мы провели ряд исследований. Вот результат: никаких статистически достоверных различий получено не было.

- Что делается сегодня для сохранения здоровья учащихся в московских школах?

- Мы продолжаем повышать квалификацию школьных врачей, которые приходят на нашу кафедру педиатрии и школьной медицины Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова на обучение. Учим их ранней диагностике, умению внимательно относиться к жалобам детей, докапываться до причины и предотвращать развитие болезней. В обязанности школьных врачей по-прежнему входит проведение профилактического осмотра детей, вакцинация согласно календарю прививок, а также работа по формированию здорового образа жизни.

Если говорить в целом о Москве, то в наше время, как это ни парадоксально звучит, очень успешно решается проблема борьбы с детским обезвоживанием. Ребятишки не привыкли употреблять жидкость дома, а уж в школе они могли вообще не пить в течение нескольких часов, в то время как головные боли могут быть следствием банального обезвоживания организма. Сейчас ситуация в этом отношении меняется: сегодня во всех московских школах стоят кулеры с водой. Также в столице действует программа по обеспечению детей свежими фруктами, а несколько лет назад в расписании появился дополнительный урок физкультуры.

- Так что же нужно делать мамам и папам в целях профилактики «школьных болезней» у учащихся?

- Родителям следует прежде всего соблюдать гигиенические нормы. Это касается правильного освещения рабочего места, высоты , , воздушно-теплового режима. Необходимо приобщать школьника к здоровому образу жизни, больше бывать с ним на свежем воздухе, следить за его рационом (в меню обязательно должны присутствовать белки животного и растительного происхождения). Мамы и папы, к слову, очень часто забывают о такой замечательной форме работы при городских детских поликлиниках, как дневной стационар. А он может помочь школьнику без отрыва от учебного процесса пройти необходимый курс лечения (в первой половине дня ребенок находится в школе, затем приходит в стационар, где ему оказывают нужную медицинскую помощь, а вечером опять идет домой). То есть вариантов помощи и поддержки учащихся сегодня много, главное – выбрать правильное направление, а для этого нужно не только внимательно относиться к своему сыну или дочери, но и прислушиваться к мнению опытных специалистов.