Interfax.com Интерфакс-Россия Финмаркет СКАН СПАРК СПАРК-Маркетинг Эфир Конференции

Андрей Шкода: «Современная больница – это сочетание высоких технологий и профессионализма врачей»

ГКБ №67 имени Л.А.Ворохобова знакома многим москвичам не только потому, что это одно из крупнейших медицинских учреждений Москвы, представляющее собой современный многопрофильный комплекс, где ежегодно проходят лечение тысячи пациентов.

Не так давно стало известно, что именно здесь на протяжении нескольких месяцев шли съемки документального сериала о работе московских медиков – так что уже c сентября в сериале «Скорая 24» на телеканале М 24 горожане могут познакомиться с буднями больницы, что называется, из первых рук…

О новых технологиях и управленческих решениях, объединение которых является непременным условием успешного развития любого медицинского учреждения, «Интерфаксу» рассказал главный врач ГКБ №67 им. Л.А. Ворохобова Департамента здравоохранения города Москвы, профессор Андрей Шкода:

– Андрей Сергеевич, в вашей больнице на протяжении нескольких лет реализуется целый ряд различных проектов, аналогов которым нет не только в столице, но и в России. Какие из них, на ваш взгляд, являются наиболее интересными?

– Думаю, неинтересных проектов в нашей сфере не бывает, поскольку любой из них в конечном итоге ориентирован на то, чтобы сделать медицинскую помощь более качественной, эффективной и доступной.

Другое дело, что некоторые из них видны и понятны людям, а о результатах других могут судить только врачи. Так что я бы в качестве примера выбрал все же проект, который сочетает в себе и то, и другое: его внедрение позволило значительно ускорить процесс лабораторной диагностики и сделать его намного более информативным для врача и удобным для пациента.

Речь идет о поистине уникальном лабораторном комплексе, который был создан в рамках программы модернизации столичного здравоохранения и вот уже почти год работает на базе нашей больницы. Хотя ему еще предстоит очередной этап развития, в целом можно говорить о том, что благодаря этому комплексу уровень лабораторной диагностики в Москве вышел на качественно иной уровень.

– В чем уникальность этого проекта?

– Прежде всего в том, что он полностью информатизирован. Иными словами, фактически исключен пресловутый «человеческий фактор» при обработке десятков тысяч анализов. Причем целью этого проекта изначально было создать комплекс, который обслуживал бы не только потребности больницы, но и всего округа.

Это было сделано потому, что доступность оперативных и качественных лабораторных исследований в масштабах округа была достаточно ограниченной. В поликлиниках проводились лишь некоторые анализы крови, причем результатов порой приходилось ждать неделю. Сегодня же мы выполняем исследования примерно по 76 параметрам, и результат получаем в течение 30-40 минут после поступления материала в лабораторию.

На настоящий момент в проекте, помимо нашей больницы, задействовано 5 поликлиник Северо-Западного административного округа Москвы – это поликлиники амбулаторного центра №115 (поликлиники №№ 79, 115, 128, 139 и 173). В следующем году их количество должно возрасти до 26.

Реализация проекта стала возможной благодаря поддержке Департамента здравоохранения города Москвы и Департамента информационных технологий города Москвы. Аналогов ему нет не только в России и в Европе, но и в мире. Дело тут не в установленном оборудовании, а в самой организации работы. К примеру, в некоторых странах есть подобные локальные системы, объединяющие крупные медицинские учреждения с отдельными офисами врачей. У нас же будет задействован целый округ – фактически, город с более чем миллионным населением.

Реализация проекта потребовала полной перестройки структуры лабораторной службы в поликлиниках округа. Раньше в каждой поликлинике в такой службе было занято несколько десятков человек – не менее четырех врачей лабораторной диагностики, медсестры, фельдшера, лаборанты и т.п. Теперь в поликлиниках работают пункты забора биоматериалов, которые затем доставляются к нам, исследуются, и в течение 30-40 минут после доставки в лабораторию, врач на своем рабочем месте в ЕМИАС получает результаты анализов.

– Как была организована система?

– Сначала в каждой поликлинике были проложены локальные сети. После этого началась большая работа со специалистами. Начали с внедрения сервиса электронной записи на прием к врачу. Потом нужно было подумать над тем, чтобы работа врача с системой заключалась не просто в механическом вводе данных, а была дополнена возможностью получения необходимой диагностической информации, львиную долю которой составляют результаты лабораторных исследований. В итоге создали централизованный лабораторный сервис ЕМИАС, с помощью которого врач на своем рабочем месте может заказать для пациента то или иное исследование, записать пациента в процедурный кабинет для сдачи биоматериала и вскоре после доставки биоматериала в лабораторию получить результат. Фактически нам пробирки привозят в 13 часов дня, и спустя час у врача в поликлинике уже есть результаты анализов.

Пока что материал доставляется силами транспорта поликлиник, но в дальнейшем все будет также делаться централизованно: и транспорт, и сами пункты забора биоматериала будут структурно входить в систему нашего центра. Это делается для того, чтобы вся система работала по единому стандарту и мы могли в любой момент, скажем, подменить заболевшего или ушедшего в отпуск лаборанта своим штатным квалифицированным сотрудником. Для нас это означает гарантию качества проводимых исследований.

Есть еще один немаловажный момент. Не секрет, что раньше в тех случаях, когда пациент поступал в больницу из поликлиники с результатами сделанных там анализов, врачи стационара или не видели результатов этих анализов т.к. не всегда пациент приносил с собой рукописные бланки, или особо им не доверяли и проводили исследования повторно. Это означало и дополнительные расходы, и потерю времени. Теперь же эта проблема будет снята полностью, поскольку все будет сделано в одном месте – в лабораторном комплексе.

– Идея такой схемы работы родилась тоже в процессе создания комплекса?

– Совершенно верно, это своего рода наше ноу-хау. Причем главный плюс во всем этом в том, что после отработки технических и организационных моментов систему можно будет успешно тиражировать в других округах столицы и даже в других регионах. К слову, руководством Департамента здравоохранения города Москвы уже определены 11 централизованных лабораторий в различных округах столицы, на базе которых будут создаваться подобные структуры.

Есть и такой момент. Теперь все анализы хранятся в централизованной компьютерной базе данных, и у врачей в перспективе появится возможность наблюдать картину в динамике. Причем с течением времени она будет становиться все более информативной. Это окажется огромным подспорьем для врачей самых разных специальностей.

Второй частью этого проекта является бактериологическая лаборатория. По уровню оснащенности и возможностям ей нет аналогов ни в одной как государственной, так и коммерческой лаборатории в России. Более того, их в мире всего порядка 70.

В этой части лабораторного комплекса установлены т.н. «умные инкубаторы», способные обрабатывать одновременно до трех тысяч образцов. Причем, что особенно ценно в нынешних условиях, она может работать на реактивах отечественного производства и фактически не зависит от поставок импортных расходных материалов. А для пациентов огромный плюс в том, что благодаря оперативному получению результатов подбор средств антибактериальной терапии происходит не на третьи-четвертные сутки после госпитализации или позже, а спустя сутки после поступления материала в лабораторию. К слову, в мировой практике стандартом считается трое суток…

Что интересно, многие больницы уже готовы сотрудничать с нами в плане проведения необходимых им бактериологических исследований, поскольку создавать подобные лаборатории в каждой клинике очень накладно. Такая практика понемногу набирает обороты и, думаю, будет только развиваться.

– Андрей Сергеевич, ваша больница может считаться в хорошем смысле экспериментальной площадкой для отработки самых разных проектов, многие из которых со временем выросли в самостоятельные центры компетенции. Не расскажете о них поподробнее?

– Таких было несколько. Один из наиболее успешных, на мой взгляд – Городской центр спинальной хирургии, у истоков создания которого стоял Леонид Михайлович Печатников. Начавшись как реализация некой идеи, направленной на создание комплексной системы медицинской помощи больным с травмами и заболеваниями позвоночника на базе одного отделения, которое со временем стало Городским центром спинальной нейрохирургии.

Сегодня здесь осуществляется весь комплекс мероприятий, начиная от консервативного лечения и заканчивая самыми высокотехнологичными видами хирургической помощи с последующим послеоперационным восстановлением. В Центре имеются не только новейшие виды оборудования вроде роботизированной системы и мобильного компьютерного томографа, но и бассейн, кабинеты реабилитации и восстановительного лечения и многое другое. Все это помогает оказывать эффективную медицинскую помощь пациентам с травмами и дегенеративными повреждениями позвоночника.

Результаты там просто ошеломляющие. После операции на позвоночнике пациента уже через четыре часа (!) поднимают на ноги, а выписывают на 6-7 день. Был случай, когда к нам попал пациент после падения с пятого этажа. Тяжелейшие травмы костей таза, перелом позвоночника и много чего еще. До лечения он был фактически полностью парализован. А спустя три месяца после операции начал ходить…

И это ведь не единичный случай. Возможности у хирургов появились, что называется, на грани фантастики – и все благодаря программе модернизации. К примеру, у нас теперь есть передвижной компьютерный томограф, который может использоваться прямо в операционной – раньше мы о подобном и мечтать не могли!

В операционной центра на данный момент доступны все возможные технологии, которые могут и должны быть использованы в спинальной нейрохирургии. По сочетанию технологий, т.е. по комбинации используемого оборудования – это самая оснащенная клиника на данный момент, не только в России, но и, практически, во всем мире.

– Как удается сочетать инновационное развитие больницы с экономической составляющей? Ведь для эффективной работы даже самого современного оборудования нужно, чтобы и персонал был не только достаточно профессиональным, но и мотивированным…

– Тут есть два аспекта. Во-первых, как я уже говорил, оборудование мы получали и получаем в рамках программы модернизации столичного здравоохранения. Поэтому наша задача – сделать так, чтобы это оборудование работало с максимальной отдачей.

То оборудование, которое стало поступать в больницы, позволило очень серьезно расширить их диагностические и лечебные возможности. Причем это был очень творческий процесс, поскольку при закупке оборудования учитывалось мнение врачей и их запросы. Конечно, многое зависело от уровня профессиональной подготовки людей, которым предстояло работать с новой аппаратурой, но как раз в этот период в практическое здравоохранение стало приходить много специалистов, которые совмещали в себе навыки и ученых, и клиницистов. В нашей больнице на тот момент не было отдела клинической фармакологии – теперь же он создан, и уже сложно представить эффективную работу без него.

Надо сказать, что современная медицина – это междисциплинарная наука, в которой серьезные, качественные прорывы возможны только при условии сотрудничества специалистов в самых разных областях знаний. Именно такой подход мы используем в нашей больнице, благодаря чему и добиваемся хороших результатов.

Вторая составляющая экономического успеха больницы (не только нашей, но и любой другой) – грамотное распределение кадров. Я не имею в виду сокращение персонала ради экономии фонда заработной платы – речь идет именно о том, чтобы люди понимали, что они работают не «от звонка до звонка», а ради достижения конечной цели. А она заключается в том, чтобы наши пациенты получали максимально качественную помощь.

– Как этот вопрос решался в вашей больнице?

– Кадровая оптимизация происходила в основном за счет управленческого звена. Руководящие сотрудники перестали быть администраторами – они курируют те или иные направления, например, в качестве руководителей профильных центров, и при этом остаются практикующими врачами. Иными словами, мы пришли к такой управленческой модели, при которой люди отвечают за конкретное направление работы, а не подменяют чьи-то административные функции.

Еще более радикальный подход мы применили в ходе реорганизации сестринской службы. Радикальный, опять же, не в смысле сокращений персонала (это происходило в основном за счет работников пенсионного возраста), а с точки зрения перераспределения обязанностей и полномочий.

– В чем заключается этот «сестринский проект»?

– Он был вызван тем, что организационно в здравоохранении очень мало что менялось с середины прошлого века. Мы решили эту ситуацию переломить.

У нас были линейные отделения – например, урологии, гинекологии, офтальмологии и т.п. В каждом была сестра-хозяйка, манипуляционые и перевязочные медсестры, и так далее. Это огромный штат из сотен сотрудников. А поступления пациентов в некоторые отделений нередко были нулевыми – в буквальном смысле. Поэтому и нагрузка распределялась очень неравномерно: в одном отделении врачи и медсестры присесть не успевают, а в другом, извините, чаи гоняют… Так что изменения мы начали с самой структуры сестринской службы. Ввели должность главной медицинской сестры корпуса, которая назначается из числа старших медсестер. По сути, этот человек выполняет функции диспетчера, который контролирует работу сестринского персонала во всем корпусе, перераспределяя сотрудников в зависимости от заполняемости отделений.

Суть проекта заключалась в рациональном использовании человеческих ресурсов. Кроме того, огромное значение имел и психологический фактор. Медсестра теперь отвечает не за 10-20 палат, а за две-три. Но при этом она занимается всем – и перевязками, и процедурами, и подготовкой пациентов к операциям…

Проще говоря, у каждой медсестры теперь есть своего рода собственное «хозяйство», в котором она обеспечивает необходимый порядок по всем направлениям. На практике получилось так, что медсестры стали соревноваться друг с другом за то, у кого работа налажена лучше. Да и пациентов они стали воспринимать совершенно иначе. Ведь одно дело, когда перед глазами за день проходят десятки лиц, и совсем другое – когда ты общаешься с людьми, находящимися в зоне твоей персональной ответственности. То есть статус медсестры как специалиста, к которому и пациенты, и их родственники могут обратиться по любому вопросу, значительно вырос.

Определенные нововведения коснулись и технических служб. Мы полностью перевели на аутсорсинг работу санитарок и пищеблока. Теперь этим занимаются сотрудники специализированных компаний, что сразу же самым положительным образом сказалось на качестве работы.

– Что, в вашем понимании, должно быть неотъемлемым качеством современной больницы?

– Компактность в плане структуры управления, профессионализм персонала (всех без исключения) и возможность использования современного оборудования. В сумме это дает идеально действующую систему, нацеленную как на оказание максимально действенной медицинской помощи пациентам, так и самодостаточную с экономической точки зрения.

К примеру, для нас успешное развитие самым непосредственным образом связано с тем, что до 80 процентов всей оказываемой нашими специалистами медицинской помощи относится к высокотехнологичным видам. Это означает, что лечение проходит в кратчайшие сроки, с минимумом осложнений, и в результате мы на меньшем количестве коек можем вылечить больше пациентов. А значит – и обеспечить себе достаточное финансирование за счет средств ОМС. Сегодня средняя загруженность койки у нас находится на уровне лучших медицинских учреждений Европы – а в некоторых случаях и превосходит их показатели…

– Какие задачи вы ставите перед собой на следующий год в плане развития больницы?

– Если говорить о медицинской части, то у нас очень интересные планы сотрудничества с Московским государственным университетом им. М.В.Ломоносова. Есть идеи совместной работы по т.н. 3D-принтингу и в области бионформатики. Над новыми технологиями с учеными МГУ и с Академией наук РФ будут работать наши хирурги, травматологи, нейрохирурги.

Также нам предстоит закончить создание и наладку медицинской информационной системы в больнице, включить в сферу обслуживания лабораторного комплекса все поликлиники Северо-Западного административного округа столицы и расширить технические возможности самого комплекса.

А еще на следующий год в канун Дня Победы у нас запланировано проведение футбольного турнира среди медицинских работников. Свое согласие уже выразили коллеги из Италии, Германии, Израиля, Китая и Казахстана. Такой «медико-футбольный» турнир мы проводим уже 10-й год, но впервые сделали его международным…

Цифры и факты:

За год в ГКБ №67 имени Л.А.Ворохобова проходит лечение более 75 000 пациентов

Проводится свыше 25 000 хирургических операций, 80 % из которых являются высокотехнологичными

Среднее время пребывания пациента в больнице – 6 дней.