Interfax.com Интерфакс-Россия Финмаркет СКАН СПАРК СПАРК-Маркетинг Эфир Конференции

Ответы руководителя Департамента здравоохранения города Москвы А.И. Хрипуна на вопросы врачей-терапевтов

Москва. 24 августа. ИНТЕРФАКС - Ответы руководителя Департамента здравоохранения Москвы Алексея Хрипуна на вопросы врачей-терапевтов размещены на официальном сайте Депздрава в понедельник.

I. «МОСКОВСКИЙ СТАНДАРТ ПОЛИКЛИНИКИ»
 

1. Сохранится ли с переходом на «Московский стандарт поликлиники» принцип участковости и надбавки за участковость и за выполнение профилактической работы?
«Московский стандарт поликлиники» не предусматривает отмены возможности посещения пациентом одного и того же врача (участкового терапевта) и не регулирует порядок оплаты труда врачей.
Решения по размеру оплаты труда врачей принимает главный врач поликлиники – за эффективное проведение профилактической работы могут быть установлены надбавки за интенсивность труда. Наличие тех и иных выплат регулируются коллективным договором учреждения (эффективный контракт).

2. Предполагается ли посещение участковыми врачами маломобильных больных?
Патронаж маломобильных групп граждан осуществляет участковый врач, участковая медицинская сестра, а также сотрудники социальных служб.

3. Планируется ли возможность выбора пациентом определенного участкового врача терапевта на фиксированный период времени (по аналогии с выбором ЛПУ)?
И раньше, и сейчас пациенты могут выбрать терапевта, который им подходит, и записаться к нему на прием. Пациент прикрепляется в ЕМИАС к специальности врач-терапевт участковый, что подразумевает возможность его выбора для посещения одного и того же доктора либо замену лечащего врача.

4. Как при отсутствии участковости будет работать приказы по Диспансеризации взрослых? Как быть с формой 30. Кто за нее будет отвечать? Кто будет вести этих пациентов? Объем таких пациентов в связи с критериями диспансеризации должен быть увеличен?
Принцип «участковости» сохранился, но трансформировался в связи с прикреплением граждан территорий, не относящихся к зоне обслуживания поликлиники прикрепления. Территориальное население медицинской организации распределяется по участкам проживания и закрепляется за участковым врачом терапевтом. Участковый врач терапевт отвечает за проведение диспансеризации на участке и ведение формы 030/у. Одним из вариантов является заполнение форм, связанных с диспансеризацией, отдельными сотрудниками из отделения профилактики.

5. До настоящего момента вся работа поликлиник регламентирована приказами МЗ РФ по участковому принципу (приказ №765 МЗРФ). В конце 2014 года издан приказ №834-н, который вновь распределяет работу с льготными категориями граждан по участковому признаку (в частности ведение паспорта терапевтического участка пациентов, имеющих право на набор социальных льгот)
Вопрос: кто и как будет вести эту работу? Нельзя ли подготовить законодательную базу под данные изменения? То есть: работа осуществляется по участковому принципу или нет?"
Определение ответственных за ведение паспорта терапевтического участка и регистра пациентов, имеющих право на набор социальных льгот осуществляется решением главного врача.

6. Будет ли обязательным для врача-терапевта, ведущего прием по принципу «все ко всем» ведение диспансерной группы?
Врача-терапевт, ведущий прием по принципу «все ко всем», является ответственным за ведение паспорта терапевтического участка в соответствии с решением главного врача и осуществляет ведение диспансерной группы пациентов, проживающих в зоне обслуживания данного терапевтического участка, а также пациентов, страдающих хроническими заболеваниями, требующими диспансерного наблюдения и обратившихся к нему, выразив тем самым свое право на выбор лечащего врача.

7. Как будет организована новая 8-часовая смена?
«Московский стандарт поликлиники» содержит принципы, позволяющие оптимально использовать кадровые и материальные ресурсы учреждения в течение рабочего дня. Разделение потоков пациентов (прием терапевтом-участковым только по предварительной записи, дежурным врачом по «острым состояниям», оформление различной документации по рекомендации врача на «сестринском посту») позволяет обеспечить четкое соблюдение времени приема и освободить врачебный персонал от лишней «бумажной работы». Отсутствие необходимости осуществлять прием на дому позволяет врачу-терапевту быть доступным для записи в течение большего времени, оставляет более широкие возможности для повторного приема пациентов диспансерной группы. В то же время выездные бригады, оказывающие помощь на дому, передвигающиеся на выделенном автотранспорте, более мобильны, обладают возможностью перевозить с собой дополнительное оборудование, что повышает качество диагностики. Рабочая смена в рамках «Московского стандарта поликлиники» содержит временные интервалы, предназначенные собственно на амбулаторный прием, 2 технических перерыва по 12 минут; в течение рабочего дня (смены) предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Продолжительность рабочей смены и время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка, по соглашению между работником и работодателем.

8. Почему на приём пациентов отведено 10 минут? Как можно качественно оказывать помощь при лимите времени? Планируется ли увеличение времени на одного пациента на приеме?
Время приема пациента в кабинете врача зависит исключительно от имеющейся потребности в оказании медицинской помощи. Решение о длительности приема принимается в каждом случае индивидуально. Шаг сетки по записи на прием в ЕМИАС устанавливается решением главного врача медицинской организации и может меняться в зависимости от потребности, кадрового потенциала, сезонности заболеваний и иных причин. Вместе с тем он должен быть достаточным для оказания медицинской помощи надлежащего качества.Одной из основных целей «Московского стандарта поликлиники» является создание комфортных условий для врача и пациента, в том числе путем увеличения шага сетки. Сейчас ориентиром является шаг сетки в 12-15 минут.
Например, для этого терапевты освобождаются от обязанностей по оформлению различной медицинской документации. Теперь оформление справок на санаторно-курортное лечение, направлений на анализы для госпитализации, формы МСЭК, выписки из амбулаторных карт и прочей медицинской документации осуществляют медицинские сестры.

9. При новом графике работы терапевта в какое время предполагается заниматься клиническими разборами, врачебной комиссии, совещаниями, работой с документацией, анализом своей деятельности, профилактической работой и т.п.?
График работы терапевтов в поликлиниках устанавливает главный врач, который должен принять решение о необходимости выделения отдельного времени на клинические разборы, совещания и т.п. с учетом доступности медицинской помощи для пациентов. График заседания врачебной комиссий регламентирован внутренним приказом медицинской организации. Работа с документацией, профилактическая работа входит в функциональные обязанности врача. В настоящее время в ЕМИАС также существует возможность проведения совещаний он-лайн.

10. С учетом нового графика приема (прием в течение 7ч 48 мин.) - в какое время участковый терапевт должен повышать свою квалификацию (согласно новым требованиям дополнительного профессионального обучения врач должен участвовать в конференциях и "набирать часы" между курсами повышения квалификации)?
Основная работа терапевта – лечить людей. Все остальное – по возможности и не в ущерб главной задаче. В настоящее время существует практика участия врачей-терапевтов в конференциях, симпозиумах с сохранением заработной платы по основному месту работы.
По опыту можно сказать, что врачи занимаются повышением своей квалификации:
· в свободное от приема пациентов время;
· в специально установленное главным врачом время;
· во внерабочее время.

11. Сохранится ли льготное лекарственное обеспечение? Какие меры планируется принять по предотвращению сбоев в поставке лекарственных средств?
Например:
• Отменить Выписку препаратов по ВК (врачебной комиссии), а точнее оставить только сильнодействующие
• Так же разрешить выписку за один раз более 4 препаратов
• Возможно разработка рецептов «многократного» использования
Право пациентов на получение льготных лекарственных препаратов регламентировано федеральным законодательством. В части, касающейся совершенствования логистических механизмом - ведется работа над системой учета лекарственных средств в ЕМИАС, которая позволит отслеживать запасы лекарственных средств и оперативно корректировать ситуацию с лекарственным обеспечением в конкретной поликлинике. Немаловажное значение имеет работа, проводимая на системной основе и связанная с анализом потребности в тех или иных препаратах. Повсеместное внедрение электронных рецептов в поликлиниках с одновременным информированием о доступности лекарственного средства в аптечных пунктах также будет способствовать улучшению ситуации.

12. Возможно ли, чтобы наши пациенты получали льготные лекарства в аптечных сетях города, а не в здании поликлиники?
В настоящий момент планов по распространению льготных лекарственных препаратов через коммерческие аптечные сети нет.

13. Если пациент записан к двум или более врачам в один день, как его карта может оказаться в нужном кабинете?
Амбулаторную карту в нужный кабинет отнесет медицинская сестра или работник картохранилища.

14. Каким образом осуществляются выезды на дом после перехода на "Московский стандарт поликлиники"?
Сейчас данный процесс организован следующим образом :
Наиболее распространенными моделями являются:
· регулярное посещение маломобильных пациентов
· выезды по вызову на дом «день в день» выездными бригадами.
Посещение маломобильных пациентов осуществляется участковыми терапевтами по субботам, а также в течение недели в случае необходимости.
Выезды по вызовам «день в день» осуществляются отдельной службой оказания медицинской помощи на дому.
Также выделяется руководитель службы выездных бригад:
· в поликлиниках, где есть служба неотложной медицинской помощи, руководителем службы выездных бригад назначается заведующий отделением неотложной медицинской помощи;
· в поликлиниках, где нет собственной службы неотложной медицинской помощи, руководителем службы назначается заведующий филиалом.
Помимо этого из числа среднего медицинского персонала выделяются лица, ответственные за прием входящих вызовов (график работы или 5 дней в неделю с 8:00 до 16:00, или 2 дня через 2 дня c 8:00 до 20:00)
Выездные бригады обеспечиваются автомобилем и расширенной укладкой, включающей переносной аппарат ЭКГ, тонометр и глюкометр) для того, чтобы они имели возможность оказать наиболее качественную помощь на дому.

15. Как отнеслись участковые врачи - терапевты к организации отделения помощи на дому, освободившие их от ежедневных вызовов на дом?
Большинство терапевтов положительно оценили изменения после того, как смогли поработать по «Московскому стандарту поликлиники».
Многие врачи терапевты положительно оценили, что больше не надо ходить по пациентам и можно осуществлять все приемы в поликлинике. Другие же, наоборот, стали выездными терапевтами и работают с пациентами на дому.

16. Как будут работать сестринские посты?
Сестринские посты – это специально выделенные рабочие места, где пациентам помогают медицинские сестры по вопросам, не требующим внимания врачей.
На сестринском посту медицинские сестры и фельдшера оформляют:
· льготные рецепты в соответствии с рекомендациями врача (фельдшера);
· справки на санаторно-курортное лечение и санаторную карту;
· направления на анализы для госпитализации;
· форму МСЭК при окончании срока инвалидности;
· прочую документацию.
Кроме того, на сестринских постах сестры и фельдшеры могут записать на прием к врачу и диагностические исследования, отвечают на вопросы пациентов, а также помогают пациентам по ряду вопросов технического характера.

17. Планируется ли возвращение совместной работы на приеме с медицинской сестрой, что обеспечивает полноценное ведение приема и проведение необходимых мероприятий («Д», проф. прививки, заполнение необходимой документации и т.д.)? Врачу тяжело без медсестры, приходится выполнять их работу.
«Московский стандарт поликлиники» - это предложения по мероприятиям, направленным на повышение удовлетворенности пациентов и врачей, а не директивные указания «сверху».
Главный врач на свое усмотрение принимает решение о том, как строить работу в поликлинике – важно, чтобы достигался результат обеспечения москвичей качественной и доступной медицинской помощи.
Есть примеры поликлиник, успешно работающих на основе «Московского стандарта поликлиники». В них медицинские сестры и фельдшера на Сестринских постах помогают людям получить нужную информацию или документы, тем самым помогая врачам.
При наличии кадрового ресурса ограничений по наличию на приеме медицинской сестры не существует.

18. Возможно ли соблюдение графика ведения приема и обслуживания вызовов, согласно поступивших заявок?
Первостепенно для нас – оказать помощь нашим пациентам. В то же время многие из мероприятий «Московского стандарта поликлиники» (увеличение времени на амбулаторный прием, внедрение выездных бригад, кабинетов дежурного врача, сестринских постов) служат упорядочению расписания работы врачей-терапевтов.

19. Если пациент опоздал на прием, что тогда в этом случае ему надо делать?
Даже если пациент сильно опоздал, в случае острой боли, высокой температуры и других состояний, требующих срочной помощи, пациент должен быть принят дежурным врачом-терапевтом. В ином случае пациент берет новый талон на плановый прием.

20. Как можно, на законодательном уровне, ограничить посещение на дому тех пациентов, которые могут прийти на прием, но не хотят?
Было бы неправильно ограничивать наших пациентов в возможности вызвать врача на дом, тем более что грань между «хочет» и «может» не всегда ясна.
В рамках «Московского стандарта поликлиники» разработаны алгоритмы общения с пациентами, которые позволяют снизить число выездов к пациентам, которым реально не требуется помощь на дому. Но очевидно, что полностью исключить такие случаи не удастся.

21. Возможно ли установление в поликлинике электронных табло с информацией о движении электронной очереди на прием к врачу?
Планируется постепенно оснащать поликлиники электронными табло, на которые будет выводиться информация о расписании врачей. Этот процесс займет некоторое время – такие табло недешевы.
Что касается электронной очереди (как, например, в банках), то в ближайшее время внедрять ее в поликлиниках не планируется. В дальнейшем же такой вариант маршрутизации пациентов мы не исключаем.

22. Можно ли выдать амбулаторную карту на руки пациентам (ведь это может быть важным для хронических больных, которые посещают другие ЛПУ)?
В случае посещения других медицинских организаций пациентам предоставляются выписки из амбулаторной карты или копия амбулаторной карты. Амбулаторная карта остается в поликлинике.

23. В чем программа по внедрению стандарта поликлиники поможет нашим пациентам сделать выбор в пользу городской поликлиники?
Со своей стороны, мы делаем все от нас зависящее, чтобы улучшить доступность, дать врачам больше времени на прием пациентов, а также повысить комфортность от посещения поликлиники, увеличить привлекательность наших учреждений для пациентов. Но выбор поликлиники всегда будет зависеть от обстоятельств и желания конкретного пациента. Соблюдение требований федерального законодательства (порядков и стандартов) наряду с требованиями Московского стандарта поликлиники позволит обеспечить доступность и качество медицинской помощи, комфортные условия для врача и пациента.


II. ПРОЕКТ ПО ВЕДЕНИЮ ХРОНИЧЕСКИХ ПАЦИЕНТОВ


24. Ведение хронических больных. Каким образом все будет организовано.
Выделяются отдельные врачи для ведения пожилых пациентов (старше 60 лет) с тремя и более хроническими заболеваниями (из списка: артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет II типа, бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких, перенесенный инсульт, перенесенный инфаркт миокарда) с отдельным участком 450-500 пациентов.
Всем остальным терапевтам ставится задача в числе прочих отдельно вести пациентов старше 25 лет с АГ и/или ИБС по отдельному регистру.

25. Зачем нужны патронажные медицинские сестры?
В рамках проекта по ведению хронических пациентов с множественными заболеваниями работа ведется только с теми пациентами, которые могут самостоятельно посещать поликлинику. Патронажные медицинские сестры будут работать с пациентами, не имеющими возможность посещать поликлинику (как в рамках проекта по ведению хронических больных, так и вне его).

26. Какая частота осмотров пациентов «пилотной группы по хроникам» врачами терапевтами участковыми?
Частота осмотров определяется исходя из индивидуального плана диагностики и лечения, разрабатываемого для каждого пациента. Пациент получает индивидуальный план на первом визите при включении в программу.

27. Как будут направляться пациенты пилотной группы «Хроники» к узким специалистам?
Пациенты пилотной группы «Хроники» направляются к узким специалистам в соответствии с индивидуальным планом лечения пациента.

28. Можно ли брать в группу пилотного проекта «Хроники» пациентов, имеющих, в том числе, онкологические заболевания?
Если пациент может посещать поликлинику самостоятельно, а также если у поликлиники хватает соответственного ресурса, то да, можно.

29. С какой целью в Программе Хроники определяется хрупкость пациентов? Скрининг-тест на "хрупкость" пациента проводится сразу или через несколько месяцев после наблюдения?
Хрупкость костей скелета – предвестник осложнений у данных пациентов (например, переломы бедра и т.д.). Всем пациентам пожилого возраста (старше 60 лет) в ходе первого приема предлагается проводить тест на хрупкость костей.

30. Рассматриваете ли Вы возможность расширения полномочий среднего медицинского персонала при осуществлении патронажа на дому пациентов, страдающих множественными хроническими заболеваниями, при регулярном наблюдении данной группы пациентов врачом-геронтологом или участковым врачом терапевтом? Будет ли сформирован единый регистр данной группы пациентов?
Этот вопрос обсуждается. Регистр пожилых пациентов с множественными заболеваниями ведется. Будет и регистр маломобильных пациентов, требующих наблюдения на дому. Служба патронажа на дому сейчас находится в разработке Департамента.

31. Рассматриваете ли Вы возможность проведения консультации пациентов, страдающих множественными хроническими заболеваниями по телефону врачом-геронтологом, врачом-терапевтом?
Телефонные консультации лечащим врачом-терапевтом - неотъемлемая часть программы. В ходе первого визита врач сообщает свой номер телефона пациенту.
Специалисты должны консультировать пациента очно, но после первой консультации дистанционные методы связи могут применяться (на усмотрение лечащего врача и специалиста).

32. Каким образом будет осуществляться диспансерное наблюдение маломобильных пациентов на дому?
Пока эта медицинская услуга находится в проработке. В рамках единой концепции развития патронажной службы в настоящее время эта услуга осуществляется врачами-терапевтами и медицинскими сестрами.

33. С введением проекта "Лечение хронических пациентов, страдающих множественными хроническими заболеваниями" произойдет " размывание" участков , в связи с тем, что пациенты будут прикреплены к врачу по признаку заболевания, а не территории. Вопрос: кто будет посещать этих пациентов на дому - бывший участковый врач или вновь закрепленный. Если вновь назначенный - как один врач сможет посетить пациентов с разных территорий (большие расстояния между пациентами)?
Это могут быть врачи выездной бригады (там, где внедрен Московский стандарт поликлиники), участковые терапевты (там, где таких бригад нет) или иные врачи, отвечающие за работу с пациентами на дому.

34. С введением проекта "Лечение хронических пациентов, страдающих множественными хроническими заболеваниями" врачи разделятся на две группы- одна будет вести более тяжелых пациентов, но с уже установленными диагнозами, другая - будет принимать 2 группы пациентов: 1 - более "легких пациентов" требующих короткого лечения и 2-сложных, требующих углубленного до обследования, консультаций и установления сложного диагноза. Вопрос: возможно существует риск, что с течением времени (6-12 мес.) знания врачей и их практика могут изменится (будут однонаправленными) с учетом специфики работы и что планируется сделать, чтобы этого не произошло (одних теоретических занятий может быть недостаточно, если не будет определенной практики)?
Особенности работы выделенных врачей для хронических пациентов, страдающих множественными заболеваниями в том, что они должны обладать достаточным опытом и знаниями для ведения сложных коморбидных пациентов. При этом диапазон заболеваний сохранится у всех врачей, но самых тяжелых пациентов будут вести наиболее опытные и подготовленные врачи. Департамент здравоохранения города Москвы будет разрабатывать и внедрять различные формы дистанционного обучения врачей, в том числе он-лайн.

35. Индивидуальный план лечения составляют на каждого больного?
Да, в рамках проекта по ведению пациентов с хроническими заболеваниями индивидуальный план лечения составляется для каждого пациента.

III. СИСТЕМА ЕМИАС

36. Планируется ли создание каналов обратной связи с разработчиками программного обеспечения, что бы совместными усилиями улучшать введение электронной документации, давать советы по улучшению?
Система ЕМИАС – не данность, которую нельзя изменить. Ваши отзывы о том, как работает система и как ее можно улучшить, очень важны для нас и наших партнеров в Департаменте информационных технологий города Москвы. Все пожелания вы можете направлять в специально созданный для работы с ЕМИАС Ситуационный центр Департамента по электронному адресу: dzm-sc@inbox.ru При этом нужно помнить, что ЕМИАС является системой как для врачей, так и для пациентов. Поэтому предложения всегда должны учитывать интересы и пациентов, и врачей.

37. Планируется ли выделять время в ЕМИАСе для приема пациентов, состоящих на диспансерном приеме?
Отдельное время для приема диспансерных пациентов - это время для записи на повторный прием, которое находится в распоряжении врача.

38. Планируется ли в ЕМИАС оповещение пациентов по sms для активного их вызова на прием в случае неблагоприятных результатов тестов или по другим объективным причинам?
Сейчас имеется возможность связаться с пациентом по телефону если ситуация действительно требует немедленных действий. На сегодняшний день реализована система СМС оповещения пациента в случае внесения изменения в расписание или отмены приема.

39. Вопросы по системе ЕМИАС, как записывать пациентов которые были записаны на дому.
Если вопрос о том, как записать пациента на вторичный прием после выезда на дом, то на практике сейчас врачи на выезде звонят в поликлинику и записывают таких пациентов на прием. В дальнейшем соответствующий функционал будет внесен в ЕМИАС.

40. ЕМИАС работает медленней, чем врачи, что делать?
Система ЕМИАС постоянно развивается и улучшается. Вы и сами можете заметить, что даже по сравнению с мартом этого года система улучшилась. Мы и дальше совместно с Департаментом информационных технологий города Москвы будем работать над ее улучшением. Необходимо лишь помнить, что ЕМИАС подстраивается под ситуацию, и поэтому по мере того, как мы с вами будем более эффективно работать, более эффективно будет работать и ЕМИАС.

41. Будет ли возможно, в перспективе, в системе ЕМИАС увидеть результаты обследований и заключений консультаций в других лечебных учреждениях?
Сейчас в некоторых поликлиниках пилотируется электронная медицинская карта. После того как она будет внедрена, врач будет видеть в ЕМИАС результаты обследований и заключений консультаций в других городских поликлиниках (при открытии соответствующего доступа).

42. Планируется создание программы по обеспечению служебным жильем врачей-терапевтов на период трудовых отношений (в том числе - начинающих врачей)?
Программа обеспечения служебным жильем реализовывалась Правительством Москвы несколько лет назад. Департамент здравоохранения города Москвы жилищного строительства не ведет, поэтому возможности выделять жилье врачам у нас нет. Безусловно, в случае возобновления такой программы мы готовы ее поддержать.

IV. ПРОЧИЕ ВОПРОСЫ

43 - 45.
Планируется ли увеличение заработной платы? (Например - увеличение оплаты труда за счет расширения объема работы).
Будет ли работать система материального поощрения врача в зависимости от того, как о его работе отзываются пациенты (рейтинг)?
Будет ли учитываться в оплате труда терапевта количество населения, прикрепленного к территориальному участку по заявлению (в условиях возможности выбора врача)? оплата труда в зависимости от количества прикрепленного населения

Департамент здравоохранения централизованно не устанавливает заработную плату врачей в городских поликлиниках, ее устанавливает главный врач поликлиники.
Величина заработной платы и прочих выплат врачам, а также условия их выплаты устанавливаются в трудовых договорах, коллективных договорах, а также в прочих регламентирующих документах. Однако мы думаем о возможных механизмах дополнительного финансирования поликлиник, чтобы у главных врачей появилась возможность повысить заработную плату прежде всего участковым врачам-терапевтам.

46. Будет ли еще цикл оптимизации / сокращений врачей?
Медицина подразумевает постоянное совершенствование процессов и качества оказания услуг. Ваша задача, как врачей, постоянно развиваться и оптимизировать собственную деятельность с тем, чтобы соответствовать постоянно возрастающим требованиям со стороны пациентов. В таком случае подобные вопросы будут малоактуальны.

47. Планируется ли набор новых врачей? Какая работа будет проводится по привлечению молодых специалистов (со студ. скамьи)? Нет первичного звена, хоть для них есть все условия, компьютеры и т.д.
Набор новых врачей в поликлиниках – прежде всего прерогатива главных врачей.
Но неправильно было бы говорить, что только главный врач отвечает за привлечение новых сотрудников. Это вопрос, который требует совместной работы и трудового коллектива, и администрации, и главного врача. Ведь если в поликлинике будет достойная заработная плата и комфортные условия работы в коллективе, новые врачи сами будут хотеть работать в такой поликлинике.
Нельзя забывать, что при принятии решения о наборе главный врач также должен учитывать наличие или отсутствие потребности в дополнительных врачах в настоящий момент и в перспективе.

48. Будет ли возобновлена целевая подготовка врачей-терапевтов участковых для города Москвы на контрактной основе?
Целевая подготовка и не прекращалась. Закрытие московского факультета 2-го медицинского института (РГМУ) связано с тем, что теперь все медицинские ВУЗы могут вести целевой набор для нужд регионов. Департамент здравоохранения сотрудничает с тремя вузами столицы, и количество целевых мест достаточно (на различных факультетах-лечебный, педиатрический, медико-профилактический, стоматологический) 1500 человек обучается по целевому набору для г. Москвы по договорам с Департаментом здравоохранения).

49. Будут ли проводится стажировки в зарубежных медицинских учреждениях для врачей специалистов амбулаторно-поликлинического звена?
В настоящее время мы внедряем полученный за рубежом опыт в практике московского здравоохранения. Стажировки за рубежом продолжаются и проводятся в соответствии с заключенными меморандумами и соглашениями.

50. Будет ли введена электронная карта амбулаторного пациента и если да, то когда? Есть ли необходимость дублировать запись на бумажном носителе?
Да, электронная карта амбулаторного пациента уже активно разрабатывается и внедряется в тестовом режиме в нескольких поликлиниках г. Москвы (например, в ГП №175). При этом пилотирование данного проекта дает лучшее понимание проблем, с которыми могут в дальнейшем столкнуться врачи, и путей их решения.
Процесс внедрения займет ближайшие 2-3 года.

51. В настоящее время в Москве реализуется много хороших проектов. Иногда даже одна поликлиника принимает участие в 3-4-х проектах. А через месяц эти проекты внедряются в других поликлиниках.
Нельзя ли увеличить сроки внедрения в другие поликлиники хотя бы до 6-12 мес. Ведь оценить эффект от проекта невозможно за 3 месяца. Минусы появляются не сразу, а в процессе работы.

В основе большинства проектов, внедряемых в Москве, реализуется принцип пилотирования проекта в нескольких поликлиниках с последующим развертыванием на остальную сеть. Это дает возможность собрать данные для детального анализа эффективности проекта и принятия решения о распространении данных инициатив на остальные объекты.
Например, проект по ведению хронических пациентов работал в пилотном режиме на базе 175 ГП 6 месяцев, прежде чем был развернут на поликлиники ВАО. Результаты развертывания в ВАО дадут нам возможность лучше реализовать данный проект в других административных округах.
Нужно иметь ввиду, что вновь входящие в проект поликлиники привносят обоснованные идеи и решения, которые всегда рассматриваются рабочей группой. Это дает возможность каждому участвующему в пилотном проекте влиять на развитие здравоохранения в Москве.

52. Правовая защита медицинского персонала (любой медработник должен быть защищен от пациентов, пациенты оскорбляют и ругают, в СМИ врачей ругают все больше и больше)
Разрешать конфликты необходимо в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Прежде всего юридическое консультирование врачей должно осуществляться юристами их медицинских организаций.
В настоящий момент создано московское региональное «Столичное объединение врачей» (mossov.ru), в рамках работы которого планируется возможность общественного консультирования врачей.

53. Какие дальнейшие планы развития неотложной помощи?
В настоящий момент создаются единые диспетчерские службы неотложной помощи по округам. Это должно позволить улучшить координацию службы неотложной помощи и усилить контроль за оказанием услуг. Следующий шаг-это создание единой диспетчерской для «скорой» и «неотложки». Это позволит лучше координировать их работу, сделать более эффективной.

54. Когда будут разработаны единые стандарты оказания медицинской помощи?
Федеральные стандарты разрабатываются и постепенно выпускаются Министерством здравоохранения Российской Федерации. Департамент здравоохранения города Москвы работает над созданием основных алгоритмов диагностики и лечения для участковых терапевтов, которые должны стандартизировать подходы к наиболее часто встречающимся заболеваниям.

55. Будут ли предусмотрены курсы повышения квалификации специалистов без отрыва от производства на базе ЛПУ?
Департамент здравоохранения города Москвы работает над созданием системы непрерывного медицинского образования и участвует в пилотном проекте Министерства здравоохранения Российской Федерации по непрерывному медицинскому образованию (НМО). Составной частью НМО может стать программа обучения основным алгоритмам диагностики и лечения, разрабатываемая Департаментом здравоохранения в настоящее время. Обучение врачей данным алгоритмам будет проходить на базе каждой поликлиники.

56. Планируется ли организовать обратную связь с правительством Москвы/ДЗМ, где можно было бы предоставлять предложения по улучшению здравоохранения?
Вы и сейчас можете направлять все ваши обоснованные предложения в Департамент здравоохранения любым доступным способом (электронные письма, личные обращения и т.п.), они будут проанализированы и учтены нами при развитии здравоохранения в Москве.
Очень важно при этом понимать, что предложения должны содержать грамотную аргументацию со ссылками на объективные данные и предполагаемый эффект от предложения.
Вы можете направлять свои предложения на электронный адрес terapevt@mos.ru – он будет регулярно просматриваться руководством ДЗМ.

57. Возможно ли разработать дифференцированные тарифы ОМС для участковых врачей и врачей, ведущих прием хронических пациентов с полиморбидной патологией, которые примут меньше пациентов за единицу времени.
Сегодня реализована система подушевого финансирования первичной медико-санитарной помощи и тарифы используются лишь для взаиморасчетов между поликлиниками.
Действительно, участок врача, ведущего хронических пациентов с полиморбидной патологией, меньше и время приема длиннее. Но эти пациенты более сложные и требуют от врача не меньшей интенсивности в работе (а может, и большей), поэтому разработка дифференцируемых тарифов ОМС пока не планируется.

58. Нельзя ли поручить страховым компаниям разработать финансовые инструменты по ОМС для обязательного добровольного прохождения профилактических мероприятий населением ( например- ежегодный осмотр врача, прививки по возрасту, флюорография ежегодно, гинеколог для женщин, уролог для мужчин , маммография 1 раз в 2 года и т.д.) для наиболее раннего выявления заболеваний и УЧИТЫВАТЬ активность и исполнительность каждого гражданина РФ для дальнейшего формирования страховки (как это делается во многих западных странах).
Вопросы финансовых инструментов в качестве мотивации пациентов на своевременную диагностику и профилактику находятся вне ведения Департамента. Безусловно, такой механизм может быть эффективным, мы видели примеры его применения в зарубежных странах, где он успешно работает.

59. Возможно ли уменьшить количество проверок из фонда ОМС ?
Вопрос о проверках ФОМС принимает сам фонд, Департамент здравоохранения не устанавливает количество проверок и их периодичность.

60. Планируются ли изменения в систему всеобщей диспансеризации? Сейчас акцент руководителей стоит на выполнении плана по диспансеризации, а не на качестве.
В настоящий момент медицинские организации проводят диспансеризацию согласно плану, утверждаемому Минздравом России. В тоже время Департамент здравоохранения прорабатывает вопросы адресных профилактических программ (скрининг на наиболее частые виды рака, выявление хронических заболеваний и факторов риска). В любом случае развитие профилактики положительно и для пациентов, и для врачей.

61. Добрый день! Я работаю участковым терапевтом в городской поликлинике! Прием мой идет 5 часов, затем я выезжаю на вызовы ( порой на два участка). Работаю без мед сестры, так как она как в каждой бочке затычка ( то в регистратуре, то в процедурном, то дежурный администратор! Возможно ли в таких условиях принять пациента, выслушать, выписать рецепты, помочь написать заявление на прикрепление, провести диспансеризацию (если подходит по году - а там куча бумаг) и назначить лечение!!!
Все проекты Департамента здравоохранения («Московский стандарт поликлиники», пилотный проект по ведению пациентов, страдающих множественными хроническими заболеваниями, разрабатываемые основные алгоритмы диагностики и лечения) нацелены на улучшение условий работы врача и комфортных условий для пациента, повышение доступности и качества медицинской помощи. Данные изменения, конечно, потребуют времени, но обязательно произойдут, если вы нам поможете в их реализации.