Interfax.com Интерфакс-Россия Финмаркет СКАН СПАРК СПАРК-Маркетинг Эфир Конференции

Глава Депздрава Москвы впервые дал интервью сообществу в социальной сети

Москва. 29 июля. ИНТЕРФАКС – Руководитель Департамента здравоохранения Москвы Алексей Хрипун дал эксклюзивное интервью группе "Мнения о здравоохранении" в Фейсбуке о системе здравоохранения в столице и оценках гражданами реформ в данной сфере.

«К примеру, начинают активно обсуждать то, что растет количество выявленных случаев тех или иных заболеваний. Безусловно, в факте установления диагноза у конкретного человека ничего радостного нет. Но есть ведь и другая сторона дела: своевременное выявление многих даже самых тяжелых недугов позволяет их вполне успешно лечить», – отвечает А.Хрипун на вопросы группы.

Интервью размещено на странице группы в социальной сети.

А.Хрипун также отмечает, что в последнее время много шуму наделала новость о том, что смертность в России выросла. «Плохо, когда цифры из такой статистической отчетности начинают выдергивать и преподносить их обществу как некую сенсацию, вне контекста», - заявляет А.Хрипун.

Так, по его словам, этот факт имеет другие объяснения, связанные не столько с состоянием здравоохранения, сколько с демографическими факторами и началом работы паллиативной службы. Когда уходило поколение людей 30-40-х годов - их было физически меньше. А сейчас пик смертности постепенно смещается на поколение, рожденное в ранних пятидесятых - их намного больше, поэтому и количество смертей также начало увеличиваться.

Касаясь темы ранней диагностики заболеваний, А.Хрипун отметил, что в этом помогает значительно возросший уровень технической оснащенности столичных медицинских учреждений, который за последние два-три года вырос на порядок.

Отвечая на вопрос о том, что реформа в основном ассоциируется с уменьшением финансирования, сокращением коечного фонда больниц и штатной численности врачей, А.Хрипун сказал: «При любом сравнении нужно все же оперировать не эмоциями или аргументами типа «раньше все было хорошо, а сейчас все стало плохо», а конкретными цифрами и фактами. В данном случае это тем более справедливо, поскольку эффект от изменений в московском здравоохранении можно оценить по объективным показателям».

По словам руководителя Депздрава Москвы, улучшается ситуация и с третьей важной составляющей качественного медицинского обслуживания – квалификация врачей. А.Хрипун отметил, что в прошлом году десятки московских специалистов прошли стажировки за рубежом, сотни за счет городского бюджета обучаются на соответствующих курсах в ведущих московских вузах, также действуют программы переподготовки и трудоустройства врачей. «Покажите хотя бы одного врача, который бы признал, что его квалификация за последние несколько лет снизилась», - отмечается в сообщении.

«Так что и результат закономерен: в Москве, скажем, от сердечно-сосудистых заболеваний смертность за 4 года снизилась на 18%, младенческая смертность почти на четверть (причем стала самой низкой в России), средняя продолжительность жизни увеличилась на два года и стала на 7 лет больше среднероссийской, – подчеркивает А.Хрипун.

Отвечая на вопрос о претензиях к электронной системе записи, А.Хрипун сообщил, что с момента ее внедрения «имевшиеся на первоначальном этапе технические сложности успешно устранены, и в целом система полностью справляется со своими задачами».

Работа системы ЕМИАС, по его словам, «несмотря на определенные сложности начального периода, функционирует вполне успешно». «Надо учитывать, что система имеет гораздо больше функций, чем просто распечатка талона к врачу, и оценивать ее только как электронную книгу записи на прием - категорически неправильно», - отмечает глава Депздрава.

«Всего за два месяца его работы удалось добиться, чтобы более 98% пациентов попадали к нужному врачу в течение пяти дней, как это и предусмотрено нормативом», – говорит А.Хрипун.

Он обращает внимание на то, что модернизация системы здравоохранения в Москве – не результат чьей-то «новаторской» деятельности и не желание поэкспериментировать. Она является следствием выполнения федерального закона об ОМС №326-ФЗ, вступившего в силу еще в 2011 году и предусматривающего переход на одноканальное финансирование здравоохранения через Фонд обязательного медицинского страхования.

«В настоящее время принципиально поменялась схема получения медицинскими учреждениями денег за свою работу. Утопия - финансировать койки без технологий и компетенций. Теперь финансовые средства «следуют за пациентом». А пациент не пролеживает неделями в стационаре, "прокапываясь", а получает своевременную эффективную и наиболее полную медицинскую помощь», - говорит А.Хрипун.

«Раньше человек попадал в больницу, скажем, на операцию – и норматив его пребывания был 21 день. То есть в отделении в 20 коек за месяц могли в среднем пролечиться не больше 30 человек. А теперь лечение по тому же поводу, благодаря новому подходу, в том числе использованию новых технологий, вместе с постоперационным периодом, занимает 3-4 дня. И отделение при полной загрузке могло бы «пропустить» 60-80 больных. Вот только такого количества больных просто нет», – объясняет А.Хрипун необходимость данных преобразований.

По его словам, выделяемые на здравоохранение деньги должны расходоваться на пользу пациентам и на улучшение материально-технической базы больниц, а не на содержание ненужных коек.

С этим же была связана необходимость изменений в поликлиническом звене: люди должны попадать к профильным специалистам только при наличии прямых показаний к этому, а не потому, что «у них появилось такое желание», поэтому врач на первичном приеме перестал выполнять роль диспетчера по направлению больного к профильному специалисту, а максимально эффективно оказывает помощь тем пациентам, которым в состоянии помочь.

Как убежден А.Хрипун, при грамотной организации работы и при создании мотивации к повышению профессионального уровня врачами общей практики можно как снизить нагрузку на узких специалистов, так и уменьшить очереди в поликлиниках. Кстати, в Москве уже есть успешный опыт решения этих проблем: к примеру, в нескольких поликлиниках постарались избавить участковых терапевтов от «неврачебных» функций, выделив в отдельный поток людей, которые, скажем, приходят только за справкой. Только одна эта мера позволила на 30-40% сократить количество пациентов в очередях, подчеркивает А.Хрипун. По словам А.Хрипуна, в скором времени этот опыт будет распространен и на другие московские поликлиники.

Говоря о закрытии поликлиник и больниц, глава Депздрава отметил, что взамен за прошедший год было построено семь новых современных поликлиник на более чем 2000 посещений в смену (из них пять поликлиник создано в Новой Москве). При этом появилось около 400 рабочих мест для врачей и среднего медицинского персонала. Также за год были капитально отремонтированы 183 объекта в учреждениях здравоохранения, ряд зданий были полностью перестроены и приведены в соответствие с современными требованиями.

«Лично я уверен, что результаты нашей работы и далее будут сказываться на качестве столичного здравоохранения самым положительным образом», – заключил А.Хрипун.